Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Лев Розенберг родился 10 мая 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания Санкт-петербургской гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист – не еврейское это дело «человечков малевать». И как коммерсант. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Но видя явный талант сына, отец вскоре сдался, и Лев Розенберг начал много путешествовать по Европе для дальнейшего самообразования.
В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг становится Леоном Бакстом. Свою новую фамилию, точнее псевдоним, художник позаимствовал у бабушки по линии матери, несколько укоротив её. Фамилия бабушки была Бакстер. Появление броского псевдонима было связано с первой выставкой, на которой художник решил представить свои работы.
Как ему казалось, в глазах русской публики художник по фамилии Леон Бакст имел неоспоримые преимущества перед художником Лейб-Хаимом Розенбергом. Таковы грустные реалии того, да и не только того, времени. В 1893 году Леон посещает Париж, где и знакомится с модернизмом в искусстве. Именно Париж притягивал многих не только как культурный центр Европы, но и как центр эзотерики. Здесь Леон и познакомился не только с большим выбором литературы по хиромантии, но смог подружиться с видными специалистами того времени лично. Одним из знакомых Леона был и знаменитый хиромант Кейро, часто посещающий Париж. Хиромант подолгу беседовал с русским художником, показывал мастерство, делился секретами. Бакст был явно талантливым учеником, так как вскоре уже сам довольно точно предсказывал судьбу многим известным деятелям искусства не только столицы Франции, но и всей Европы.
Вот одно из них:
(Из воспоминаний Айседоры Дункан)
В 1905 году за ужином в доме балерины Павловой Бакст, серьезно увлекающийся хиромантией, гадал мне в этот день по линиям руки и, указав на два крестика, сказал: «Вы достигнете славы, но потеряете два существа, которых любите больше всего на свете».
Через несколько дней, в ложе театра, где блистала балерина Павлова, Айседора опять встретилась с Леоном и не удержалась от соблазна, еще немного узнать о своей судьбе.
Бакст, без особого энтузиазма всмотрелся в мои ладони и загадочно вымолвил: «Повторюсь, вас ждет всемирная слава и признание, но в любви вам так и не повезет. А умрете вы на пике славы необычной смертью, от удушья. Странно, но вас как будто повесят. Даже странно как-то».
После этого предсказания, Дункан стали мучить дурные предчувствия, которые, к сожалению, начали сбываться.
А теперь по порядку:
Айседора Дункан родилась в мае 1878 года в Америке. Ее отец, обанкротившись, сбежал из дома, оставив жену с четырьмя детьми без средств к существованию. В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он был женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. За головокружительные удачи в карьере танцовщица начала платить неудачами в личной жизни! В 25 лет она познакомилась с актером Оскаром Бережи, дело шло к свадьбе, но возлюбленный предпочел карьеру в кино и разорвал помолвку. Через несколько лет Айседора Дункан встретила театрального режиссера Гордона Крега, от которого даже родила дочь Дейдру, но вскоре он ее бросил и женился на другой. У танцовщицы в очередной раз было разбито сердце. Через некоторое время Дункан познакомилась с сыном миллионера Зингера — Юджином. Молодая женщина считала, что, наконец, нашла свое счастье и даже подарила возлюбленному сына Патрика, но и этот союз быстро распался.
Через 8 лет, в январе 1913 году Айседора в очередной раз вспомнила о странном предсказании хироманта на счет потери двух существ, которых она очень любит. Ее начали преследовать страшные видения. То она слышала звуки похоронных маршей, то ею ощущался запах тубероз – цветов, которые приносят на похороны, то мерещились два детских гробика посреди сугробов. К этому времени у Дункан было двое детей, рожденных вне брака, – дочь Дейдра от театрального постановщика Гордона Крэга и сын Патрик от миллионера Париса Юджина Зингера, наследника фабриканта, выпускавшего знаменитые швейные машинки. Айседора четко решила изменить Судьбу, избежать трагедии любой ценой. С мрачными мыслями она решает срочно восстановить отношения с Зингером, так как супруг со своими связями и средствами мог оградить ее детей от любой опасности. Примирение произошло и возникло ощущение идиллии. После прогулки по Парижу с Зингером и детьми, воодушевленная Айседора решила остаться в городе, чтобы заняться танцем у себя в ателье. Были неотложные дела в Париже и у Зингера, поэтому детей вместе с шофером и няней отправили на автомобиле в Версаль. По дороге машина заглохла, шофер вышел осмотреть мотор, а тем временем автомобиль скатился в Сену, и дети погибли. Погибли два самых дорогих ее существа – шестилетняя Дидре и трехлетний Патрик. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она так и не оправилась до конца жизни. За успех в карьере Дункан пришлось заплатить ужасную цену.
Спустя годы, в 1921 году она в Советской России познакомилась с Сергеем Есениным, влюбилась, как девчонка и вышла за поэта замуж. Но поэт, который был младше жены на 18 лет, был просто увлечен иностранной знаменитостью (впоследствии он писал: «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан»). Через год брак распался в очередной раз, перечеркнув надежды Айседоры на семейное счастье. Последним ее любовью стал молодой русский пианист Виктор Серов. Из-за ревности любовные отношения дали трещину. Душа великой и талантливой женщины была опустошена, уж слишком большая плата (гибель детей и неудачи в личной жизни) пришлось заплатить за прекрасные мгновенья, которые она пережила танцуя! Жизнь необычной женщины оборвалась трагично.
Отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора Дункан повязала свой любимый алый шарф с длинными концами. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Голова женщины повисла на дверце автомобиля на глазах изумленной публики. Произошло это ясным осенним днем 14 сентября 1927 года. Айседору похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез.
Так сбылись все страшные предсказания русского художника и удивительного хироманта Леона Бакста. А по-другому и не могло быть, так как от Судьбы не уйдешь, если ее предсказывает профессионал, а не какой-то там любитель. История великих людей тому подтверждение.
Но вернемся к Баксту.
Вершиной творчества Леона были декорации для дягилевских балетов: «Клеопатра» 1909 г., «Шахерезада» 1910 г., «Карнавал» 1910 г., «Нарцисс» 1911 г., «Дафнис и Хлоя» 1912 г. Эти постановки, как писали критики, буквально «свели с ума Париж». И положили начало мировой славе художника. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Леон был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье.
Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Ещё, в качестве причины называют отёк легких.
Похоронен хороший хиромант своего времени на парижском кладбище Батиньоль.
Автор: Абарин Юрий (2010 год)