Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева

puschcina
Сестра А.С. Пушкина, Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева родилась в Петербурге 20 (31) декабря 1797 года. Ольга Пушкина была всего на два года старше брата Александра, поэтому няня у них была одна на двоих: знаменитая Арина Родионовна. Те же сказки, те же колыбельные на ночь. Образование Ольга получила весьма неплохое: ее, кроме танцев и языков, обязательных для всех, обучали еще истории, географии, началам алгебры и естествознания. Она свободно говорила по-французски, а также знала английский язык, что было тогда довольно удивительно для барышни, но объяснялось просто: у нее была хорошая гувернантка, а кроме того, помогали книги Шекспира из отцовской библиотеки.
Ольга, как и брат, росла начитанной девушкой. Этой же библиотеке она была обязана познаниями в астрономии, зоологии, ботанике, истории всеобщей и отечественной, а также изучением французских, английских и итальянских классиков.
«Дар напрасный, Дар случайный, Жизнь, на что ты мне дана?»…  (Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева)

Одним из любимых занятий Ольги в молодые годы было изучение физиогномики и френологии, так что сочинения Лафатера и Галле сделались ее настольными книгами, с помощью которых она, как говорила, безошибочно распознавала характер людей. Но больше всего ей нравилась хиромантия, которую полюбила за уникальную точность предсказаний. И не удивительно, по свидетельствования современников, она достигла огромных успехов в хиромантии, хотя, крайне неохотно, предсказывала по руке родственникам. И на то были серьезные причины.

Так по окончании лицея Александр Сергеевич Пушкин настойчиво просил сестру погадать ему по руке, но Ольга под разными предлогами избегала этого. Наконец, терпение поэта лопнуло, и он стал откровенно настаивать.

— Ты зря это делаешь, — попыталась увещевать его сестра. — Поверь, искушать судьбу лишний раз не стоит.

puschkinОднако Пушкин ничего не хотел слушать и настойчиво требовал предсказания, приговаривая при этом, что другие гадалки или цыганки непременно могут его обмануть, а вот родная сестрица скажет всю правду.

Ольга Сергеевна сдалась и взяла руку брата. Она долго всматривалась в линии его ладони, хмуря брови, а потом вдруг залилась слезами и, поцеловав Александру ладонь, хотела уйти, но он удержал ее.

— В чем дело, Оля?

— Лучше не спрашивай, — сквозь слезы отвечала сестра, вновь порываясь уйти.

Но брат не отпустил ее и стал настойчиво требовать сказать ему всю правду:

— Зачем ты принуждаешь меня? — со слезами ответила Ольга. — Скажу честно, что ужасно боюсь за тебя. Тебе грозит насильственная смерть в среднем возрасте, и до старости ты не доживешь!

Поэт по своей привычке хотел рассмеяться в ответ, но слова почему-то застряли у него в горле. Брат, молча, поцеловал сестру и вышел из комнаты в совершенно подавленном состоянии. Позднее, как известно, он обращался и к знаменитой гадалке Александре Филипповне Киркгоф. И та полностью подтвердила предсказание. Предсказание сбылось. Все знают, А.С.Пушкин трагически погиб.

Известие о гибели брата в феврале 1837 года застало Ольгу Сергеевну в ее доме в Варшаве, на Медовой улице. Трагическую весть принес чиновник дипломатической канцелярии. Это известие было для Ольги Сергеевны таким страшным ударом, что она занемогла очень серьезно: тень погибшего брата долгое время являлась к ней по ночам. Она неоднократно вспоминала, как, рассматривая руку брата, предсказала ему насильственную смерть. С опухшими от слез и бессонницы глазами она еще долго перебирала листочки писем, стихотворений, которые хранила в шкатулках, не в силах поверить во все случившееся! Она обвиняла, ругала себя, плакала, и снова обвиняла! И так было каждое 10-е февраля…

Другой довольно известный пример, уникальных способностей в хиромантии Ольги Сергеевны, также относится к родственникам. Однажды, она вновь погадала родственнику Пушкиных — поручику лейб-гвардии егерского полка А.Г.Батурину.
Это был полный сил, совсем еще молодой, цветущий офицер-гвардеец, подававший большие надежды. Вечером он гостил у Пушкиных и, будучи наслышан о необычайных способностях Ольги Сергеевны, начал просить ее по-родственному посмотреть на его руку.
— Нет, я не стану, — наотрез отказалась сестра поэта. — Вам это ни к чему, поверьте!
Но поручик продолжал настаивать и уговаривать. С насмешкой говоря, что верить в хиромантию нельзя, что все это не больше чем пустая забава, глупость. И он готов побиться об заклад, что сделанное Ольгой Сергеевной предсказание так и не сбудется.
— Хорошо, извольте, — принимая вызов, нервозно произнесла Ольга Сергеевна, — но учтите, это вы меня заставили!

— Ничего страшного, — успокоил ее Батурин.

— Напротив, — посмотрев на его ладонь, ответила сестра великого поэта. — Вы умрете насильственной смертью, и она уже стоит у самого вашего порога!

Офицер рассмеялся и заявил, что ни капли не верит предсказанию: он молод, здоров, отлично владеет оружием. К тому же сейчас нет никакой войны, и они далеки от Кавказа, где в ущельях происходят постоянные кровопролитные схватки.

— Кровь может пролиться везде, — глухо ответила ему Ольга Сергеевна и вышла из гостиной.
Вскоре гости разошлись. Батурин уехал в свой полк. Два дня спустя ему предстояло заступить на обычное дежурство в казармах. Когда сдавший дежурство офицер уже ушел, Батурин вдруг услышал какие-то крики и шум в казарме, где размещались солдаты. Поручик поспешил туда и увидел, как двое служивых пытались удержать третьего, по виду, находившегося в состоянии сильного опьянения. Неожиданно тот вырвался из их рук и кинулся на Батурина. Не ожидавший нападения офицер с ужасом увидел в руке пьяного солдата длинный и острый нож. Никто ничего не успел сделать, как нож вонзился в грудь поручика. От полученной раны Батурин скончался на месте.

Зря поручик так иронично смеялся над возможностью хиромантии. Предсказание Ольги Пушкиной опять трагически сбылось.

Узнав о гибели родственника, Ольга поклялась более никогда и никому не гадать по руке. Она всегда считала, что не стоит искушать судьбу гаданиями: все в воле Божьей!

Но спустя годы, Ольга Сергеевна опять увлеклась хиромантией и френологией, продолжая поражать окружение своими способностями. Но бесконечное нервное напряжение плохо отражалось на и так слабом здоровье Ольги Сергеевны. После сильного воспаления лёгких, постигшего её в 1846 году, она стала страдать слабостью и периодическим потемнением глаз. В эти годы она постоянно стала задумываться и о смерти, причину и дату, которой она знала уже давно. Может поэтому и не боялась ее. Она была к ней готова. В это время она и пишет стихи, полные ожидания смерти:

«Уж холод струится по жилам моим…
Не вестник ли смерти моей он желанной?..» 

puschkina1В начале декабря 1862 года её постиг очередной страшный нервный удар, который вскоре привел к развитию глаукомы. Ольга Сергеевна фактически потеряла зрение. Она умирала в полной слепоте. Почти не могла ходить. Свет свечей был для нее только расплывчатым пятном. Губы ее часто шевелились беззвучно, словно она повторяла что-то про себя.
Старшая сестра поэта, первый критик его произведений, Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева скончалась в Петербурге 2 (14) мая 1868 года, после долгой болезни, на 71-м году очень непростой и не очень счастливой жизни.

«Отдых от жизни тяжелой
 Могила одна лишь дает, —
 Пусть же с улыбкой веселой 
Страдалица к смерти идет… «

                   (Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева)

Собранные в этой статье случаи из жизни семьи Пушкиных в свое время были рассказаны племянником поэта Львом Николаевичем Павлищевым, сыном родной сестры А.С.Пушкина Ольги Сергеевны. Эти записки под названием «Из семейной хроники» были опубликованы в «Историческом вестнике» в 1888 году.

Автор: Абарин Юрий  (2008 год)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс