Кто любит читать, может вспомнить, что знаменитый писатель Марк Твен еще в 1882 году написал книгу «Жизнь на Миссисипи», где описал весьма любопытную историю одного человека по имени Риттер, жена и ребенок которого во время Гражданской войны были убиты солдатами-мародерами. Убийца жены, как повествует Марк Твен, оставил кровавый отпечаток своего большого пальца. С этим отпечатком Риттер, притворившись хиромантом, отправился искать убийцу. Он ходил от одного военного лагеря к другому и гадал по руке многим солдатам, изучая при этом узоры их большого пальца. Таким образом, в конце концов, он нашел убийцу.
Свой метод Риттер объяснял так: «Когда я был молод, я знал одного старого француза, проработавшего тридцать лет тюремным сторожем. Он рассказывал мне, что у человека есть одна вещь, которая не меняется от колыбели до могилы,— это линии на внутренней поверхности большого пальца. Портреты не годятся потому, что маскировка может сделать их бесполезными. Большой палец — вот единственная истинная примета».
Так никогда и не было выяснено, каким образом Марк Твен пришел к этой идее. Случайность ли это, плод вдохновения, интуиция художника, предвосхитившая открытие своего времени или наш писатель, действительно узнал все это от некого тюремного сторожа? Можно бесконечно долго гадать, как Марк Твен узнал об отпечатках пальцев,— а между тем сыщики из Скотланд-Ярда не проявили никакого интереса к дактилоскопии полицейских Нового Света. Как сказал о них один английский репортер: «Эти в жилетах пользуются древними методами. Они, как правило, необразованные, случайно выбранные люди, еще несколько недель тому назад торговавшие лимонадом или жевательной резинкой». Тот же репортер добавлял: «В Америке надо вывернуться наизнанку, чтобы вызвать интерес к научным полицейским методам».
Автор: Абарин Юрий (2016 год)